С развитием туризма в нашей республике и в России в целом, к нам приезжает все больше и больше людей. Все туристы разные и основной задачей для организатора тура становится вопрос привлекательности предлагаемого маршрута или тура, учитывая предпочтения и цели приезда в наш регион.
Эта статья может быть полезна как начинающему гиду, предлагающему авторские туры, так и опытному организатору групповых туров. Из нее вы узнаете, какие туры подойдут идеально для каждой категории путешественников.
Гид должен быть настоящим психологом, чтобы пользоваться популярностью у клиентов, ведь у каждого туриста есть свои ожидания от поездки и свои требования к информации. Итак, посетителей экскурсий можно разделить на семь типов по их предпочтениям:
1. Интеллектуалы
Они любят истории с большим количеством деталей: когда и кто построил эту достопримечательность, почему знаменито это место, кто из знаменитостей родился, женился, умер здесь. Лучше, если гид будет щедро сыпать именами и датами, так как это будет свидетельствовать о его мастерстве. Главное – не допустить ошибок при пересказе фактов, ведь такие отдыхающие обычно заранее находят соответствующую информацию. Поэтому все неточности будут отмечены.
Предоставленную информацию можно проверить в интернете прямо во время экскурсии. Если ошибку нашли таким образом, стоит поблагодарить внимательного слушателя и указать источник, откуда он черпает информацию. Лучше, если вы будете помнить, откуда берется имеющаяся у вас информация. В этом случае можно сравнить достоверность источников.
Иногда туристы начинают дискуссию о причинах и последствиях тех или иных исторических событий, роли того или иного человека и т.д. Поддерживайте беседу, но не особенно настаивайте на своем мнении, ведь ваша цель – развлечь клиентов, а не набить им оскомину…
2. Фотографы
Они не представляют, как можно отправиться в тур без фототехники. Ведь все красивые виды, забавные бытовые сценки и памятники должны быть запечатлены! Этот тип отдыхающих не ждет от гида подробных объяснений, но требует длительных остановок для фотосессий.
3. Коллекционеры
Они хотят посетить как можно больше мест. Объехать за три дня все достопримечательности Дагестана или обойти все знаменитые места Дербента за полдня? Это предложение для них. Скорее всего, путешественники не будут требовать глубоких описаний каждой точки маршрута. Им достаточно знать название места и несколько интересных фактов о нем.
4. Гурманы
Люди этого типа ищут на сайтах туроператоров в основном гастрономические туры. Они знакомятся с регионом или страной через кулинарные предпочтения местных жителей и различия в способах питания. Их интересует информация о любимых блюдах исторических личностей, необычных способах приготовления, застольных традициях. А если гид покажет пару оригинальных кафе/ресторанов, устроит мастер-класс с приготовлением местных блюд — он покорит их сердца.
5. “Любители атмосферы”
Эти люди хотят не просто осмотреть достопримечательности, а почувствовать дух эпохи, приобщиться к ее образу жизни, ощутить себя историческими персонажами. Другими словами, они хотят проникнуться атмосферой другого времени, другого региона. Это ценители руин, замков, крепостей, мест жительства великих личностей и живописных мест, таких как базары и лавки редких ремесел.
Любители “атмосферы” обожают легенды, трагические истории, трогательные романы – им не нужны сухие факты.
6. Любители экстремальных видов спорта
В городе с этой категорией сложно справиться. Поклонники экстремальных видов спорта хотят не просто увидеть достопримечательности, но и “потрогать” их. Например, забраться на башню Маяка по ее внешней стене или забраться на купол местного собора. Но такие выходки влекут за собой недовольство местных жителей, беседы с полицией и штрафы. Лучше сразу направить энергию туристов “в мирное русло”, предложить им экскурсию по окрестным труднодоступным местам и экстремальные виды отдыха.
7. Любители развлечений
Их не интересуют серьезные факты прошлых эпох и подробные характеристики архитектурных стилей. Таким клиентам нужны исторические анекдоты и забавные хроники, поэтому шутите и рассказывайте им о смешных происшествиях. На карте эти путешественники чаще всего ищут развлекательные объекты, поэтому будут очень благодарны гиду за подсказки.
Практически любой маршрут может стать привлекательным для людей с разными предпочтениями. Вам нужно лишь выделить ключевые моменты для каждого из этих типов туристов. Так, по пути вам обязательно встретятся захватывающие панорамы, места общественного питания, развлекательные центры и здания с богатой историей. Обратите внимание клиента на них, в своем рассказе подчеркните то, что его интересует, и турист убедится, что вы – лучший гид!