Везенчук Дарья Александровна
ученица 11 класса
Руководитель:
Захаров Сергей Сергеевич
учитель истории и обществознания
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа №6 имени Героя Советского Союза И.А. Омельченко
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Права и свободы человека и гражданина являются ключевыми аспектами современного общества, определяющими его демократическое устройство. В условиях глобализации и технологического прогресса защита прав человека становится особенно важной. Права и обязанности тесно связаны между собой.
Согласно ст. 17 Конституции РФ, “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения”. Эти права, называемые естественными, даны человеку независимо от законов и воли государства. Они принадлежат каждому жителю России по праву рождения. Права и свободы принадлежат каждому жителю России не потому, что они дарованы ему парламентом или президентом, а в силу того, что он родился на свет и живет в России.
В Конституции РФ 1993 г. обязанностям посвящено всего пять статей. Однако, как справедливо заметил Л.Д. Воеводин “нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”. Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к другим лицам.
Права, свободы и обязанности тесно взаимосвязаны, неразрывны друг от друга и порождают друг друга. Взаимосвязь между данными терминами прав, свобод и обязанностей заключается в том, что они не могут и не должны противоречить друг другу. В обществе человек должен не только иметь возможность реализовать потребности, но и подчиняться определённым социальным ограничениям и правилам, чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить неоправданного ущерба другим людям и не делать невозможным нормальное общежитие.
Реализация прав одними субъектами становится возможной только при строгом выполнении своих обязанностей другими субъектами, которые являются сторонами прав и свобод человека. Например, право не быть голодным вырастает из обязанности трудиться (если человек трудоспособного возраста), право на здоровье предполагает одновременно и обязанность беречь его, право на образование — обязанность учиться, право на обеспеченную старость — обязанность полноценно трудиться в трудоспособном возрасте и так далее.
Угрозу и опасность правам человека в настоящее время в мире несут: войны, насилие, голод, нищета, несправедливое распределение богатства (в мире и в каждой стране) агрессивный национализм, нетерпимость, расизм, религиозный фанатизм и фундаментализм, антисемитизм. Сколько бы не существовало человечество, перед будущими поколениями задачи защиты прав человека, несомненно разные по содержанию и размаху, будут стоять всегда.
Важное звено механизма торможения, противостоящего утверждению прав человека, – заблуждения общественного сознания:
1) Некоторые считают, что права человека – это политическая категория. В известном смысле – да, особенно когда рассматриваются политические права и свободы. И все же в целом такой подход не верен. Как уже отмечалось, права человека – прежде всего духовно-нравственное явление. Это явление мировой культуры.
2) Это когда тот или иной исследователь при рассмотрении прав человека отождествляет их с правом как таковым (с государственным правом, к примеру).
3) Распространено мнение, что изучать права человека надо только детям, молодежи. Права человека надо знать всем, в том числе и взрослым. В рассматриваемой нами ситуации принципиально важно, чтобы права человека изучали государственные служащие, работники системы образования.
4) Мешает неправильное понимание роли и значимости прав человека в жизни общества. Так, есть суждения типа: «Изучим права человека и будем делать революцию». Такая позиция неверная. Борьба за права человека не приводит к революциям, поскольку не предусматривает использование насильственных методов. А если в результате защиты прав человека активизируются гуманистические позиции каждого конкретного индивида, то здесь ничего плохого нет.
5) Сильно вредит подход, при котором права человека отрываются от обязанностей. Более того, противопоставляются друг другу. Права человека и обязанности необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи. При этом первичным звеном являются права человека.
Для решения этих проблем предлагаются следующие меры:
1) Укрепление механизма защиты прав: Федеральные органы должны доработать контроль за исполнением норм Конституции, обеспечивая равенство прав граждан.
2) Ужесточение мер по борьбе с жестоким обращением: Введение законодательства о видеорегистраторах для фиксации применения силы и активное освещение фактов пыток в СМИ и правозащитных организациях.
3) Просветительская работа против насилия в семье: Использование социальных рекламных кампаний и материалов для повышения правового образования женщин и детей.
4) Поддержка подростков с нетрадиционной внешностью: Введение часов психологии в учебных заведениях и реклама телефонов доверия для оказания психологической помощи.
5) Защита частной жизни: Совершенствование практики по защите персональных данных и контроль за их использованием государственными органами.
Эти меры помогут улучшить ситуацию с правами человека в России и обеспечить их защиту на более высоком уровне.
Всё выше сказанное приводит нас к выводу, что:
Во-первых, наши права принадлежат нам с рождения и являются неотъемлемой частью нашей жизни. Во-вторых, государство берет обязательство по защите наших прав и свобод, но при этом имеет возможность ограничивать их по разумным основаниям (например, вирус “COVID-19”, при котором были запрещены все возможные публичные мероприятия в целях остановки распространения вируса). В-третьих, важным фактором является добросовестность государства в обеспечении и защите прав и свобод своих граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 14.03.2020).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2024)
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)
- Гражданский кодекс Российской Федерации(Федеральный Закон N 51-ФЗ от 30.11.1994)
- Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации https://ombudsmanrf.org/
- Правоведение: учебник и практикум для вузов / С. И. Некрасов [и др.] ; под редакцией С. И. Некрасова. — 4‑е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 645 с.
- Справочная система «Консультант Плюс»: (Электронный ресурс): http://www/consultant.ru (дата обращения 16.04.2023).
- Декларация прав человека и гражданина, 1789 – Документ